Транспортировка СПГ

Чтобы понять, куда может пойти американский (и любой другой) СПГ, надо хорошо представлять себе экономику перевозки газа.

Себестоимость перевозок СПГ на короткие расстояния выше, чем у трубопроводного транспорта, однако гораздо медленнее растет с увеличением транспортного плеча. Точка равной себестоимости поставок газа по трубе и в виде СПГ находится в районе 3000 км: если везти газ нужно дальше, СПГ становится выгоднее. В англоязычном интернете можно найти много графиков, отражающих эту зависимость, но абсолютные цифры там очень сомнительные, поэтому здесь я этот график приводить не буду.

Кроме того, СПГ не привязан к определенной точке поставок, благодаря чему портфельные игроки могут существенно оптимизировать стоимость транспортировки: например, если у одной компании есть контракт на поставку груза из Нигерии в Корею (10600 миль) и из Катара в Европу (5700 миль), можно поставить груз из Нигерии в Европу (3300), а из Катара в Корею (6200). Выигрыш в расстоянии в этом условном, но реалистичном примере составит 40%.

Как происходит транспортировка, если не вдаваться в детали?
1. СПГ в порту погружается на танкер (время в порту порядка 2 дней),
2. идет в порт назначения (крейсерская скорость в открытой воде около 18 узлов),
3. потребляет в пути СПГ (расходуется 0.1%-0.15% в день, в зависимости от используемой силовой установки и возможностей по повторному сжижению отпарного газа),
4. в порту поставки разгружается, оставляя на борту «неснижаемый остаток», СПГ для обратного хода плюс запас на три дня пути,
5. идет обратно.

В среднем 10 дней в году судно находится на ТО. Из оставшихся 355 дней в полезной эксплуатации (то есть в одном из описанных выше состояний) танкер находится 90-95% времени, в результате задержек, плохой погоды, ожидания приливов/отливов, пиратов, проблем с заполнением документов, отсутствия слотов в порту разгрузки и чего угодно еще. При этом тайм-чартерная ставка платится на базе 365 дней в году, операционные затраты – исходя из 355 дней.

Кроме описанных расходов, еще нужно оплачивать портовые сборы, страховку, осмотр корабля, запальное топливо, стоимость прохода через Суэц (+дополнительные сутки в пути). Если требуется проход через Суэц, может потребоваться нанять защиту от пиратов.

Пример

В результате, грубый расчет стоимости одного рейса от Фрипорта (Техас) до Айл-оф-Грейн (Великобритания) на современном танкере (170 000 м3) может выглядеть следующим образом:
1. Общее время в пути (roundtrip) – 27 дней.
2. Общий объем СПГ (доставленный) – 162 000 м3.
3. Стоимость фрахта и операционных затрат на один рейс $2,4 млн.
4. Портовые сборы, страховка, топливо и другие затраты – $200 тысяч.
5. Затраты на отпарной газ (по цене 10 $/mmbtu) – $1,2 млн.

Вывод

Итого стоимость транспортировки американского газа из Мексиканского залива в Великобританию (с учетом 90% средней эффективности флота и необходимости технического обслуживания) составит 1.15 $/mmbtu.

Соответственно, при цене на Henry Hub в 5 долларов цена DES Isle of Grain составит 9,9 $/mmbtu. Для продажи СПГ как газа необходимо еще учесть стоимость регазификации (примерно 0.5 $/mmbtu). В 2013 году цена выше 10.4 $/mmbtu была 7 месяцев из 12.

Кроме того, нельзя забывать, что эти 3 $/mmbtu, которые стоит сжижение в Штатах – это sunk cost, поэтому СПГ пойдет в Европу (при отсутствии других, более привлекательных направлений), как только цена газа там будет выше 7.4 $/mmbtu.

PS. Конечно, транспортировка танкерами ледового класса с Ямала по СМП считается немного иначе.

Tweet about this on TwitterShare on Facebook

7 Комментарии “Транспортировка СПГ

  1. Здравствуйте!
    Очень понравился ваш сайт.
    Пишу диплом про транспортировку СПГ по Северному морскому пути из порта Сабетта в Китай. Пытаюсь рассчитать стоимость этой перевозки. Мало что получается.
    Прошу связаться со мной. Очень нужна ваша помощь.

  2. Здраствуйте! Можете подсказать как расчитывается стоимость перевозки: на тонну перевозимого СПГ или сутки нахождения в пути?

    1. Здраствуйте! Можете подсказать как расчитывается стоимость перевозки: на тонну перевозимого СПГ или сутки нахождения в пути?

      1. Как правило, в долларах на миллион британских термических единиц (ну или иногда на тонну отгруженного СПГ).

Добавить комментарий для Алексей Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>