Первые месяцы завода СПГ: маркетинг

При завершении строительства и запуске нового завода важное значение имеют две даты: RFSU и COD. Первая из них — ready for start-up — это техническая готовность завода к производству СПГ, точная производительность к этому моменту еще неизвестна и зависит от многих факторов. Кроме того, через несколько недель после RFSU завод надо обязательно остановить и провести плановые работы, чтобы убедиться, что все систем работают, как должны, и провести «нулевое» ТО.

Таким образом, с точки зрения контрактных обязательств более важной датой является COD — commercial operation date. В эту дату начинается срок контракта, у продавца возникают обязательства delivery-or-pay, а у покупателя, соответственно, take-or-pay.

Таким образом, объемы СПГ, произведенные между RFSU и COD, не имеют заранее определенного покупателя. Нередко этот СПГ предлагается долгосрочным покупателям СПГ по той же контрактной цене — но без обязательства этот СПГ принять, своеобразный «колл»-опцион. Если покупатель согласился этот СПГ принять, то это становится его обязанностью.

Зачастую покупатели заинтересованы в отработке взаимодействия с продавцом — как и в получении дополнительных объемов по устраивающей их цене (если бы покупателя цена не устраивала, вряд ли он подписал бы долгосрочный контракт), поэтому чаще всего покупатели соглашаются взять один или несколько commissioning cargoes. Однако так происходит не всегда: исключения случаются в ситуации, когда спотовые цены значительно ниже контрактных, или когда покупатель оказался сильно переконтрактован к моменту запуска завода.

Прекрасным примером может служить ситуация с заводом Gorgon.

Gorgon — самый дорогой в истории СПГ завод в Австралии, при мощности в 15.6 млн т в год его стоимость составляет 54 млрд долларов. Завершение строительства планируется в конце года, начало коммерческих поставок — апрель 2016-го года. Основные акционеры — Chevron (47%), Shell и ExxonMobil (по 25%). Покупатели с проекта — японские компании Tokyo Gas, Chubu Electric Power, Osaka Gas, Kyushu Power и JX Nippon Oil, а также корейская SK. Цена СПГ с проекта приблизительно равна 14.85% JCC + 0.5-1, то есть 9.5-10 $/mmbtu при цене за нефть в 60 $/bbl.

За полгода тестовой эксплуатации Gorgon может произвести приблизительно 2.4 млн т — или 36 стандартных танкерных партий. При этом цена на спотовом рынке в почти полтора раза ниже цен долгосрочных контрактов (7 $/mmbtu против 10). В результате представитель Tokyo Gas объявил, что они не планируют брать тестовые объемы, работник другой японской компании сказал, что они будут брать тестовый СПГ только по ценам не выше спотовых, Osaka Gas также не планирует отбирать ранний СПГ с Gorgon: «возможно, небольшие объемы ближе к концу марта».

Таким образом, Chevron будет вынужден выйти с большими объемами на спотовый рынок и собственноручно его обвалить (все покупатели на рынке будут знать, что на рынке есть «отчаявшиеся» продавцы), и полгода продавать серьезные объемы по крайне низким ценам.

Потери Gorgon LNG от такой операции — по сравнению с продажей этих же объемов по ценам долгосрочных контрактов — составят примерно 500 млн долларов.

Tweet about this on TwitterShare on Facebook

3 Комментарии “Первые месяцы завода СПГ: маркетинг

  1. Еще дарю идеи на будущее:
    Г — значит Газпром
    Спот, кровь и слезы
    Газ есмь Новатэк

Добавить комментарий для Ярослав Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>